ru en

Публикации

Прощание с дилижансом

«Озадаченный» персонал, клиентоориентированность и лидеры вместо «командиров» — вот «наше все» российской экономики, которая по-прежнему остается неконкурентоспособной. Воплотить эту формулу в жизнь может помочь кризис

В период нынешнего кризиса принято цитировать Эдварда Де Боно, известнейшего психолога и автора теории латерального мышления, обронившего крылатую фразу: «Совершенствуя дилижанс, вы можете получить усовершенствованный дилижанс, но автомобиль — едва ли». На интерактивном бизнес-форуме «Прорыв 2009: Двенадцать новых возможностей», собравшем 12 новосибирских экспертов, представлявших как власть, так и бизнес, этот афоризм снова пришелся кстати. «Мы сейчас стоим перед тем, что нам нужен автомобиль», — резюмировала Нелли Власова, научный руководитель центра «Харизма», одного из организаторов форума, подразумевая под этим потребность в давно ожидаемом не количественном, а качественном рывке. Его должен совершить российский бизнес, чтобы наконец стать конкурентоспособным и пережить затянувшийся период экономической нестабильности.

Обсуждая конкретные вопросы, касающиеся антикризисных планов, многие спикеры изначально оговаривали крайне важный «общий» момент, который сегодня стал еще более очевидным — неконкурентоспособность российской экономики. «В чем может быть конкурентна любая продукция? В трех показателях — можно делать более дешево, чего мы не умеем, более качественно, чего мы тоже не умеем, и более быстро — но и этому мы не научились. Необходимо в четыре–пять раз повысить производительность труда — и это минимальная планка», — заметила Нелли Власова. В своем выступлении, отвечая на вопрос о революционном рычаге, с помощью которого возможно было бы «перезагрузить» российский бизнес, она заявила, что в топ-менеджменте нам необходимы лидеры вместо нынешних «командиров». 

Необходимость ориентироваться на лучших игроков, в том числе мирового рынка, подчеркнул и руководитель службы эффективности и стратегии компании «Сибирский Берег» Сергей Белобородов. В конце 1990−х годов, когда ныне федеральная компания вышла на пищевой рынок, открыв в Новосибирске производство сухариков, самые высокие продажи показывали сегменты мясопродуктов, пива и консервантов. Сегодня особенность ситуации в том, что практически все ключевые компании рынка были приобретены западными инвесторами и другими зарубежными предприятиями. «Сейчас своими конкурентами мы видим именно западные компании. Когда мы ставим задачи бизнес-планирования, формулируем стратегии или говорим о показателях эффективности, прежде всего ориентируемся на показатели эффективности в западных компаниях, таких, как PepsiCo и ее дочернее предприятие Frito Lay (бренд чипсов Lay’s), Orbit, которую в прошлом году купила компания Mars. Я хочу подчеркнуть, что продукт может быть инновационным и хорошим, но если ты в данном продуктовом сегменте не работаешь максимально эффективно, то о долгосрочной перспективе компании скорее всего придется забыть. Поэтому мы отталкиваемся не от достигнутого нами, а от лучшего результата в каждом конкретном элементе бизнеса наших конкурентов», — говорит Белобородов. 

Еще один ключевой инструмент антикризисной программы, по мнению, участников форума, — это персонал и работа с ним. Помимо уже хорошо известных кадровых программ УРСА Банка, например, «Лидер курса», набирающей сотрудников уже со студенческой скамьи, или «Кремлевский полк», направленной на работу с внутренним резервом банковских служащих, директор по кадровому администрированию компании Ибрагим Хаджаев отметил необходимость повышения клиентоориентированности и отработки стандартов обслуживания. «Мы понимаем, что если сегодня по-настоящему не повернуться лицом к клиенту, его можно просто потерять. Поэтому мы очень плотно работаем с персоналом в этом направлении», — сказал Хаджаев, в заключении добавив, что УРСА Банк, несмотря на сложную финансовую ситуацию, не свернул ни одной социальной программы для сотрудников.

Исполнительный директор холдинга «Российские мясопродукты» Андрей Плетнев также немало говорил о персонале как об эффективном инструменте ведения бизнеса, акцент в своем выступлении сделав на необходимости постоянного инструктажа сотрудников, который многими руководителями неверно воспринимается как ненужная банальность. «Сотрудник должен понимать, чем он занимается на работе — он должен иметь конкретную задачу», — подчеркнул Плетнев. Также он назвал бизнес-идею, которая должна быть базисом для любого бизнеса и оставаться незыблемой как во времена стабильности, так и в периоды кризиса. «Бизнес-идея — это ответ на вопрос, зачем и для чего создана компания, ее миссия. На вопрос «Чем вы занимаетесь на работе?», как правило, все ответят «работаем» или «зарабатываем деньги» — в общем-то, мелко и меркантильно. А один мой знакомый бухгалтер на этот вопрос ответил очень красиво: «Я пишу историю» — правда, это был период сдачи годового отчета. Вот такой подход сотрудников к своей работе позволяет компаниям жить и развиваться», — заключил спикер.

Директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов в своем выступлении в качестве эффективного антикризисного инструмента назвал свертывание неадекватных кризису проектов и вместе с тем усиленное развитие наиболее доходных секторов бизнеса компании. Такую схему «Обувь России», столкнувшись, как и все прочие ретейлеры из других секторов, с проблемой получения банковских кредитов, опробовала на практике в конце 2008−го – начале 2009 года. Осенью компания поменяла стратегию от количества роста к повышению эффективности, в связи с чем было принято решение закрыть действующую сеть магазинов под брендом Emilia Estra среднедорогого сегмента, поскольку проект уже не вписывался в сложившуюся экономическую действительность и требовал пополнения оборота и дополнительных инвестиций.

Одно форум доказал точно: сегодня бизнес — от малых предприятий до экономических гигантов — переживает перезагрузку. Это понимают не только сами предприниматели, но и власть, пересматривающая на местах юридические аспекты ведения бизнеса. «Мы понимаем, что сегодняшнее законодательное поле, которое соответствует периоду трех–пятилетней давности, сейчас требует изменений — и мы серьезно приступили к пересмотру всех законов, которые касаются инвестиционной политики на территории области, поддержки реального сектора экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства», — заявил первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко. Но, как показало обсуждение, возможно, наиболее серьезные изменения должны произойти в головах. Российскому бизнес-сообществу кризис может помочь как перестроиться на западные стандартны эффективного управления бизнесом не только в плане заимствования и внедрения новых схем, так и поменять его ментальность, в которой пока что место лидеров занимают «командиры». 



Были ли сведения полезными?