ru en

Публикации

Корпоративная пенсия: модно, но непонятно

«Корпоративные пенсии не являются предметом интересов наших учредителей» либо «тема пенсий нас пока не интересует, и в среднесрочной перспективе введение корпоративных пенсионных программ не планируется» — так сейчас говорят в большинстве компаний на темы корпоративных пенсионных программ. Тем не менее интерес к ним постепенно растет. Ведь используя корпоративные пенсии, работодатель получает еще один инструмент для управления персоналом и укрепления лояльности. А заодно — имидж социально ответственного предпринимателя.

Сегодня на рынке корпоративного пенсионного обеспечения существуют две разнонаправленные тенденции. По мнению исполнительного директора УК «Райффайзен Капитал» Елены Горшковой, в настоящее время наблюдается рост интереса к корпоративным пенсионным программам (КПП): «По некоторым экспертным оценкам, около 30% компаний, работающих на российском рынке, внедрили или рассматривают внедрение КПП». Вице-президент НПФ «Первый национальный пенсионный фонд« Юлия Ерофеева, напротив, считает, что наиболее активные НПФ основные усилия сегодня прилагают к развитию в сфере обязательного пенсионного страхования и готовятся к реализации нового закона о софинансировании пенсий (закон, определяющий условия господдержки граждан, готовых добровольно увеличивать накопительную часть трудовой пенсии. На каждую тысячу добровольно перечисленных рублей государство перечислит еще тысячу, а работающим пенсионерам — четыре тысячи. Работодатели на сумму, вложенную в софинансирование, смогут уменьшить налогооблагаемую базу по единому социальному и подоходному налогу. Предполагается, что закон заработает с 1 января 2009 года).

По наблюдениям вице-президента НПФ «Алемар-Уверенность» Тимофея Комашко, с одной стороны, интерес к КПП в связи с обсуждением софинансирования повысился. С другой стороны, чем выше инфляция, тем меньше люди склонны вкладывать деньги в разного рода накопления, к ним, в частности, относится и корпоративное пенсионное страхование.   Наиболее активно программы дополнительного пенсионного обеспечения по-прежнему реализуют большие корпорации или вертикально интегрированные структуры, зачастую имеющие свой корпоративный НПФ. Елена Горшкова считает, что в настоящее время корпоративные пенсионные программы также наиболее востребованы в секторах FMCG, фармацевтики и инвестиционно-банковской индустрии. «Каждый клиент рыночных НПФ уникален, и очень сложно сделать группировку по отраслевому признаку, — комментирует ситуацию Тимофей Комашко. — В первую очередь общая характеристика наших клиентов — высокий уровень корпоративной культуры на предприятии и понимание того, что стоимость предприятия для сторонних инвесторов зависит и от степени систематизации льгот и компенсаций. Корпоративные пенсионные программы — это квинтэссенция такой систематизации и порядка в области взаимоотношения с персоналом».

В НПФ «Алемар Уверенность» считают, что наиболее востребованными сегодня являются пенсионные программы, подразумевающие паритетное финансирование работодателем и самим сотрудником. В УК «Райффайзен Капитал» говорят об интересе к гораздо большему спектру пенсионных продуктов. «Это программы только со взносами работодателя, с именными счетами (персонифицированный учет взносов), — рассказывает Елена Горшкова. — Все больше компаний используют вестинг при наступлении пенсионных оснований, то есть отложенное право сотрудника на взносы работодателя, фиксированный (5–10 лет) или же градуированный. Например, через два года сотрудник получает 20% взносов работодателя, через четыре — 60% и т. д. Причем период вестинга увеличивается, например, право на взносы компании передается сотруднику только при наступлении у него пенсионных оснований».

Откликаясь на растущий интерес, НПФ все чаще разрабатывают целый продуктовый ряд корпоративных пенсионных программ для того, чтобы учесть все пожелания потенциальных клиентов. Например, VIP-продукты, программы, ориентированные на работников какого-либо отдельного структурного подразделения, работающих пенсионеров и т. д. Эксперты считают, что основное целевое назначение КПП — решение социальных и кадровых проблем. «Но в данном случае это «социалка« качественно нового уровня. Когда решение о помощи тому или иному сотруднику зависит не от настроения руководителя, а от объективных величин (трудовой вклад, стаж, лояльность, должностной и квалификационный уровень)», — говорит Тимофей Комашко.

По мнению Юлии Ерофеевой, цели корпоративных программ зависят от проблем предприятия и потребностей в их решении. Только малая часть работодателей, наиболее «продвинутые», внедряет корпоративные пенсионные программы для пополнения соцпакета. Все остальные используют это средство для решения кадровых проблем: ротации кадров за счет своевременного выхода сотрудников на пенсию, приема молодых специалистов, текучести кадров и т. д. Как правило, цели, которые предприятие хочет достичь при помощи корпоративной пенсионной программы, реализуются. Кроме того, по словам собеседников «КС», с помощью таких программ предприятие может привлечь сотрудников в малопривлекательные с точки зрения условий труда подразделения; стимулировать работников продолжить трудовую деятельность. У компании также появляется возможность сэкономить на других способах вознаграждения сотрудников.

А Елена Горшкова считает, что наличие КПП создает имидж лояльного работодателя, показывает его социальную ответственность, повышает конкурентоспособность и привлекательность компании на рынке труда.   Тем не менее далеко не каждая компания готова предложить своим работникам такие программы. «Корпоративные пенсии не являются предметом интересов наших учредителей» либо «тема пенсий нас пока не интересует, и в среднесрочной перспективе введение корпоративных пенсионных программ не планируется» — говорят в большинстве компаний. «У нас таких пенсий нет. Я обсуждал этот вопрос с некоторыми нашими директорами, узнавал их мнение и выяснил, что сегодня большинство высказывает недоверие к различным пенсионным фондам (как к государственным, так и к негосударственным). Никто не верит, что, делая сейчас какие-либо отчисления для пенсионных выплат в будущем, они смогут хоть что-то потом получить, — заявил «КС» председатель совета директоров холдинга «Инмарко« Дмитрий Докин. — Программы КПП призваны служить для повышения мотивации и лояльности сотрудников. Но если люди в них не верят, то и мотивации быть не может. Мы стараемся придерживаться радикальной точки зрения: если сотрудникам это не понятно, то мы не будем этим заниматься даже если сейчас это очень модно! У нас достаточно много на самом деле работающих систем мотиваций сотрудников».

«КПП — достаточно новый инструмент, и информации о нем пока недостаточно. Много неясностей и в законодательстве, регулирующем реализацию корпоративных пенсионных программ, а люди не очень доверяют банкам и возможности делать какие-либо долгосрочные накопления, в том числе и пенсионные, — соглашается директор по персоналу ГК «Обувь России» Анна Олейникова. — В «Обуви России« мы активно используем другие элементы соцпакета и поддержки наших сотрудников». Эксперты говорят также о иных проблемах. Во-первых, запретительный характер налогового законодательства, которое не способствует накоплению средств в системе НПО, нечеткость нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию КПП, и ограниченная возможность реинвестирования средств, накопленных в ходе реализации КПП, в экономику компании. А также отмечают, что развитие КПП требует поддержки государства не только по линии налоговых льгот, но и по линии информационного сопровождения.

«На более активный рост интереса компаний к программам КПП повлияет внесение изменений в налоговый режим. Над этим вопросом сейчас работает НАПФ, поэтому хочется надеяться, что налоговое законодательство для работодателей будет более лояльным при внедрении для своих сотрудников программ дополнительного пенсионного обеспечения», — уверена Юлия Ерофеева.   Елена Горшкова также отмечает, что спрос на данный финансовый продукт зависит от множества разнообразных факторов, таких как макроэкономическая ситуация в стране, стремление компании сохранить конкурентное преимущество на рынке, законодательные изменения в пенсионной системе и т. д.

«С каждым годом все больше компаний интересуются корпоративными пенсиями, причем это как международные, так и российские компании, численность которых колеблется от 10 до 10 000 человек. Мы предполагаем, что в дальнейшем корпоративная пенсионная программа станет не только неотъемлемой частью соцпакета, но и обязанностью работодателя перед своими сотрудниками», — говорит собеседник «КС». «Думаю, что экономическое развитие региона и повышение финансовой грамотности будут способствовать и росту популярности негосударственного пенсионного обеспечения, — добавляет Анна Олейникова. — На мой взгляд, корпоративные пенсионные программы компании могут использоваться и как элемент соцпакета, и как инструмент повышения мотивации и лояльности сотрудников». «У нас программ КПП пока нет, но интерес к ним однозначно будет расти, т. к. люди начинают задумываться о своей пенсии, — заявили «КС» и в банке «Левобережный«. — В нашем банке средний возраст сотрудников 35 лет, и в отделе кадров отмечают, что люди уже интересуются подобными программами».  

 

 


Были ли сведения полезными?