ru en

Публикации

Под защитой зимы

К этому долго готовились, спорили и обсуждали, и вот уже почти год, как российская торговля живет по законам ВТО. За это время стало понятно: иностранные компании не проявляют интереса к нашему рынку вовсе не из-за высоких пошлин и бюрократических препон.
Антон Титов, директор группы компаний "Обувь России"


Взгляните на рынок обувного ритейла 2012 г. и найдите три отличия от того, что есть сейчас. Товары не стали ни дешевле, ни качественнее, мировые компании так и не пришли, даже новых брендов не появилось. До вступления в ВТО бизнесмены ждали, что придут крупные международные банки и завалят всех дешевыми кредитами - и где они?

Причина столь низкого интереса к РФ вовсе не в заградительных пошлинах и бюрократических преградах: продавать обувь в той же Германии намного сложнее, чем в России. Помимо стандартной сертификации и европейской пошлины в 10%, необходимо предоставить еще множество свидетельств безопасности продукции. Просто в России есть несколько естественных факторов защиты местных игроков.

Самое главное - это специфика рынка. "Взять приступом" Россию пытались многие, но дело закончилось "битвой за Москву". К примеру, компания Bata заходила к нам три раза, но так и не смогла удержаться. В миланском офисе, отвечающем за развитие в России, просто не поняли, что для нашего рынка нужно адаптировать продукт. Они в октябре, когда в Новосибирске уже выпал снег, привезли новую коллекцию осенних туфель, предсказуемо провалившуюся.

Мы постоянно ведем переговоры о франшизе со многими западными фирмами, готовы приводить их в Россию, но не сделали этого только потому, что у них не имеется адекватного продукта для отечественного рынка.

Единственный успешный крупный проект западной компании на российском рынке - это Ecco, они сделали суперпродукт, зимние коллекции с натуральным мехом, и товар приходит вовремя. Правда, Ecco работает на нашем рынке уже более десяти лет, и ВТО здесь тоже совершенно ни при чем.

Российская специфика прослеживается и в дизайне, и в потреблении, и в образе жизни. Понятно, что тенденции в моде для всего мира одинаковы, но есть много вопросов, связанных с функционалом, и их надо учитывать. Взять, к примеру, длинные шубы, носимые российскими женщинами. Два года назад был популярен милитари-стиль, в моде были большие ремни и пряжки на сапогах. У нас этот товар не пошел просто потому, что пряжка цепляется за полу шубы. Это мелочь, но реально имеет влияние на бизнес. Добавьте к этому большие расстояния, которые люди проходят пешком, перепады температур, долгий зимний сезон и т.д., и вы поймете, как несладко приходится западным производителям.

Впрочем, от конкуренции с европейцами нас защищает не только природа, но и другие особенности. Проблема всего российского ритейла - отсутствие адекватных торговых площадей. Сейчас торговые центры только начинают развиваться, у них непредсказуемый трафик и завышенные арендные ставки: создать торговую сеть не так-то просто. К примеру, в центре Барнаула арендная ставка составляет 70-80 евро за кв. м (3000-3500 руб.), в то время, как в центре Барселоны помещение можно арендовать за 30-50 евро за "квадрат".

Иностранным обувным сетям также приходится привыкать к стоимости логистики: цены на автомобильные перевозки в России кусаются, а по железной дороге товар отправить можно не везде. Отсутствие инфраструктуры, значимые издержки, непонятное потребительское поведение и риски капризов погоды - этот страшный сон западных компаний еще долго будет защищать отечественного производителя получше заградительных пошлин.

http://ko.ru/articles/24841

Были ли сведения полезными?