ru en

Публикации

Андеграунд для МСБ

Для бизнеса есть альтернативные источники инвестирования. И они совсем не фантастичны

28 марта в Новосибирске состоялся третий ежегодный Форум малого и среднего бизнеса, который провел «Эксперт-Сибирь» при поддержке «Городского центра развития предпринимательства».  Место бизнесу есть везде, даже на личной территории человека, который осознал, что его развитие и благополучие  зависит ни от государства и каких-то абстрактных финансовых институтов, а только от его инициативы.

Часто наши месседжы к общественности сводятся к тому, что мы декларируем недостаточность или отсутствие господдержки в отношении малого и среднего бизнеса. Фиксируем вопиющие факты бюрократических процедур и рассказываем о редких каналах получения финансовой и нефинансовой помощи. Притчей во языцех стали и истории о высоких банковских ставках кредитования, о жестком фильтре доступа к банковским активам. Эти механизмы для развития бизнеса не могут удовлетворять всю деловую аудиторию, даже хотя бы из-за того, что не  заточены под рисковые и долгосрочные проекты. Так может тогда стоит поговорить о других каналах получения средств?

Первый механизм альтернативного финансирования – это работа над умением диверсифицировать свой портфель.  При этом начать нужно с личных активов. Необходимо задаться вопросом – как я могу сгенерировать прибыль для себя лично? По сути, когда человек задает себе этот вопрос – он уже близок к формированию экономического сознания, когда собственная прибыль зависит от умения работать с финансовыми инструментами.  Об этом говорил на форме Владимир Мельников, независимый финансовый советник. У нас перекредитованная нация, на потребительские кредиты сейчас приходится 90% от всего объема кредитования в России. Ситуация по «просрочке» на рынке потребительских кредитов – не благополучная. Если в семейном бюджете нагрузка по кредитам составляет 10-15% – это перебор, отмечает эксперт, –  и лучше от этого отказаться. Советник рекомендует вкладываться в три вида активов – консервативные (депозиты), умеренные (облигации российских фондов), агрессивные (акции). Кроме того, советует хранить сбережения в различных видах денежных эквивалентов – рублях, долларах, золоте. Рецептов подобной диверсификации много, нужно найти собственный. Поэтому эрудированность в плане инструментов приумножения прибыли следует расширять. И всегда иметь в ассортименте какие-то беспроигрышные варианты, к примеру, фонд акций Таиланда, прирост которого в 2012 году составил 50%.

Второй механизм – это осознание того, что без банковских кредитов можно обойтись в принципе. «Все просто – говорит Игорь Абдулин, директор компании «Сибирское технологическое агенство», -  банки требуют фиксированной доходности, бизнес, тем более малый, развивается нестабильно. Обеспечить фиксированную доходность сложно. Да и когда малый бизнес выходит на фиксированную доходность и может планировать, то тогда зачем ему банки?  По большому счету у предпринимателя всего лишь две проблемы – первое – это нехватка денег, второе, это избыток денег».

По мнению Игоря Абдулина,  рынок это два сообщающихся сосуда – один – это люди, которые не знают, куда девать деньги, - другой – это люди, которые не могут найти средства для развития бизнеса.  И им нужно как-то совпасть,  осуществить коммуникацию.  Очень часто бизнесмен сам отказывается  от идеи заемных средств, когда  он отвечает на два вопроса: как он управляет своим бизнесом и как будет возвращать заемные деньги. У кого же все-таки такая потребность сохраняется, то можно прибегнуть к помощи предпринимателей, у которых есть деньги и желание их вкладывать в интересные проекты. По крайней мере, в Новосибирске  существуют такие примеры. «Мы находили под проекты в городе суммы до 100 млн рублей у предпринимателей. Оплата за пользование этой суммы идет из доли прибыли», – поясняет Абдулин. Такие схемы во многом напоминают институт бизнес-ангельства. Когда частные, подчеркиваю, именно частные фонды и бизнесмены инвестируют в  перспективные проекты. Возможность получения средств через бизнес-ангелов стимулирует развитие инновационных, высоко-технологичных проектов, способных принести высокую прибыль. В этом случае малому и среднему бизнесу пора задуматься об уровне бизнес-идеи, ее ценности в контексте развития цивилизации и социума.

Третий механизм – нестандартные варианты увеличения прибыли. К примеру, рассрочка. Об этом рассказал Ярослав Дмитриев, руководитель группы розничного кредитования, ГК «Обувь России».  К идее рассрочки компания пришла во время кризиса 2008 года. В 2007 году компания решила прибегнуть к помощи банков и через них  выстроить систему кредитования покупателей. Тогда только один банк решился кредитование покупателей обуви, столь мелкие суммы казались многим просто смешными. Но система успешно заработала и функционировала до кризиса, когда доля дефолтов резко подскочила. В этот момент компания и решила работать с покупателями самостоятельно, предлагая им рассрочку за фиксированный размер переплаты. В 2012 году оборот компании по рассрочке достиг 1,5 млрд рублей – половина розничного оборота компании. При этом, как утверждает Ярослав, уровень дефолтов составляет только 1,2%. В 2013 году компания собирается продать обуви в рассрочку на 2,2 млрд рублей. Собственный программный продукт, позволяющий осуществлять покупку товаров в рассрочку «Обувь России», вероятно, начнет продавать 2013 году.

http://expertsib.ru/dlya-biznesa-est-alternativnyie-istochniki-investirovaniya-i-oni-sovsem-ne-fantastichnyi.html

Были ли сведения полезными?